Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:

— использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

— использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

— предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

— проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

— обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

В соответствии с данной статьей органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов — в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, как в отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.

Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

Зачисление в образовательную организацию детей с ОВЗ регламентируется порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом   Министерства просвещения РФ от 02.09.2020 г. № 458, и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения, и рекомендаций ПМПК.

В рекомендациях ПМПК должна быть определена:

— образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования — ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, — п. 28 ст. 2 ФЗ № 273);

— форма получения образования;

— необходимость периода динамического наблюдения;

— направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);

— условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.

Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.

В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:

— по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности — приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», регламентирующий особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ;

ФЗ № 273 выделил некоторые особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. В части 13 ст. 60 ФЗ № 273 указано, что «лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Следует отметить, что адаптированные основные общеобразовательные программы являются предметом государственной аккредитации.

В соответствии со статьей 16 ФЗ № 273 предусмотрена возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Порядок применения дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В ГКОУ «РЦДО» специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их поступления и обучения в Центр. Для организации информационной открытости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте создан специальный раздел «Доступная среда», официальный сайт адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих);

В Центре создана универсальная безбарьерная среда для  детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ.

Специально оборудованные учебные кабинеты

В ГКОУ «РЦДО» имеется специально оборудованный учебный кабинет для маломобильных групп и для слабовидящих детей.

При создании развивающего пространства в кабинетах логопеда, дефектолога и психологаучитывались все принципы построения предметно-развивающей среды, а так же и то, что ведущий вид деятельности- игровой, поэтому все зоны и пособия оформлены ярко, красочно, доступны для детей.

Основные требования к предметно развивающей среде — это оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования.

При организации кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС, руководствовались принципами:

•доступности: материал для самостоятельных игр расположен на нижних открытых полках, методическая литература и документация – на верхних полках;

•системности: весь материал систематизирован по разделам; каждому разделу отведена отдельная полка; составлены паспорта кабинетов с перечислением всего имеющегося оборудования;

•здоровьесбережения: имеется основное и дополнительное освещение; проведена пожарная сигнализация; столы и стулья для детей разной группы мебели; стены кабинета теплого, спокойного светлого цвета; мебель также имеет светлый пастельный тон;

•учета возрастных особенностей: размеры мебели, наглядно дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей;

•мобильности: дидактическое электронное пособие «Говорящая азбука» легко снимается со стены и переносится во время занятий и игры, зеркало и окно по мере необходимости закрываются шторами;

•вариативности: наглядно-методический материал и многие пособия многовариативны.

В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей с особыми возможностями здоровья, нуждающихся в помощи логопеда, дефектолога и психолога и направлениями коррекционной работы специалиста выделены следующие развивающие зоны, созданные в кабинете:

Сенсорная зона– обеспечивает развитие и коррекцию отдельных сенсорных систем и полисенсорики. Данная зона максимально насыщена материалами, стимулирующими сенсорное развитие. Оборудование (демонстрационное, игры, пособия, раздаточный материал): материал для развития зрительной функции (цвет, форма, размер, толщина объектов, целостность и контактность и дифференцированность зрительных образов, цифровой и буквенный гнозис): наборы цветных предметов; мозаики; пирамидки; цветные пособия; наборы геометрических фигур; парные картинки, буквенные и цифровые лото; трафареты и вкладыши к ним в виде целостных и разрезных предметных изображений и геометрических фигур; разрезные картинки (пазлы); зашумленные, наложенные, теневые, контурные изображения; картинки с реалистичными и стилизованными изображениями. материал для развития тактильного и тактильно-кинестетического восприятия: различные виды массажных инструментов; наборы контрастных по текстуре и температуре материалов для касания; наборы мячей с различной фактурой поверхностей; объемные резиновые игрушки и мячи с шипами; тактильные коврики; материалы для тактильного развития; наборы образных объемных игрушек в мешочке; наборы геометрических и стереометрических форм в мешочке; пособие «Почтовый ящик».

В двигательной зоне рабочего кабинета обеспечивается соблюдение режима двигательной активности детей и предусмотренно небольшое свободное пространство для проведения подвижных упражнений и игр. Используется для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за столами и упражнений на ковре (например, дети располагаются на ковре по кругу для выполнения игры-задания).

Учебно-познавательная зона – обеспечивает развитие и коррекцию когнитивных процессов, формирование учебных знаний, умений и навыков. Данное пространство кабинета учителя-дефектолога максимально насыщено материалами, стимулирующими умственное и когнитивное развитие.

Пособия и игры для индивидуальной работы расположены в наиболее освещённом месте около окна, свет падает слева.

Также рабочее место учителя-логопеда оснащено столом с зеркалом и дополнительной подсветкой.

Рядом расположена картотека артикуляционной гимнастики, веселые истории для язычка, профили звуков.

На дополнительной угловой полке и в шкафу настольно-печатные игры и дидактическая литература для развития психических процессов, развития связной речи.

Учебная зона

Здесь расположены:

— настенный ковролин и детские магнитные доски;

— комплект цветных магнитов, магнитная азбука;

— детские столы и стулья для занятий: отодвигаются и регулируются в соответствии с ростом ребенка от доски на необходимое расстояние, установлены вблизи светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении. Наличиствуют стулья с подлокотниками, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата разной степени тяжести.

Сенсомоторная зона.

Находится на доступном для детей месте (на нижних полках шкафа, угловой тумбочке). Содержит материал для самостоятельных игр и развития:

— мелкой моторики рук (пазлы, массажные мячи, мозаики, прищепки, шнуровки, трафареты);

— дыхания (всевозможные вертушки, мыльные пузыри, различные легкие предметы, активно используется игра «Прожорливые фрукты».

— тактильного ощущения и осязания: «Набивные подушечки» — различной фактуры и размера (внутри насыпаны песок, рис, горох, камушки)«Чудесный мешочек» с мелкими предметами — сделают занятие не только развивающим, но и увлекательным.

Кабинет психолога оснащён специальным инструментарием для проведения обследования ребёнка в соответствии с методическими требованиями.

Хранение наглядно — дидактических пособий и документации.

Все находится в шкафу на отдельных полках.

Весь материал систематизирован по разделам. Наглядно — методический материал хранится в отдельной папке «Лексические темы. Наглядность».

В наличии различные красочно оформленные картотеки.

Дидактические игры и пособия хранятся в папках-коробках. На верхней полке расположены методическая литература и картотека к ней.

Документация хранится в шкафу рядом с рабочим местом специалиста.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, не имеется.  

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Специально оборудованной библиотеки в ГКОУ «РЦДО» не имеется.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Специально оборудованного спортивного зала в ГКОУ «РЦДО» не имеется.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых осуществляется обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. 

Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, так как более 80 % информации обучающиеся воспринимают зрительно мы используем предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, CD/DVD-диски. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; наглядность должна быть эстетически выполнена; наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Реализация адаптированных образовательных программ предусматривает использование в образовательной деятельности учебников для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Запрос на необходимый перечень учебников (в том числе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и ЗПР) для использования в образовательной деятельности в 2020-2021 учебном году был произведен в Отдел образования по г.Назрань и г.Магас.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Специальные условия питания

В ГКОУ «РЦДО» не осуществляется обеспечение питанием.

Специальные условия охраны здоровья

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Информация об обеспечении доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В Центре имеются следующие материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих и учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания:

  • пандусы наружного входа в здание;
  • вход в здание оборудован поручнями на высоте 90 см;
  • входные двери в здание распашные, шириной не менее 90 см каждая;
  • коридоры в здании шириной не менее 220 см;
  • лестничные пролеты 375 см, оборудованы перилами, разворотные площадки 210 см;
  • холлы, места отдыха и ожидания шириной не менее 530 см;
  • гусенечный подъемник для инвалидов-колясочников и лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • кабинеты и аудитории с шириной проема двери не менее 90 см;
  • санузлы с шириной дверного проема не менее 90 см;
  • система звукового оповещения для подъема инвалидов-колясочников и лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата ;
  • наличие носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам и услугам, в том числе осуществляется дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой (шрифт Брайля) и графической информации знаками, на контрастном фоне.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернат не предусмотрены

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Общежитие и интернат не предусмотрены